Єкономіка з пелюшок


Курс по економіці для молодшої ланки в школі 
1 занятие - Понятия «компьютер», «информатика». Виды представления информации…………………………………….   4
2 занятие – Деньги  как средство приобретения товара и осуществления платежа………………………………………   …6
3 занятие  - Понятия «банк», «ссуда»…………………………   ..8
4 занятие – Экскурсия в банк………………………………….   10
5 занятие – Понятия «процент», «инвестиция», «инфляция»..  11
6 занятие – Понятия  «Брокер», «биржа»……………………… 13
7 занятие – Понятия «опт», «коммерсант», «менеджер»,
«бизнесмен»……………………………………………………... 15
8 занятие – Понятия «бартер», «спонсор»…………………….. 17
9 занятие – Понятия «налог», «налоговый инспектор»………. 19
10 занятие – Итоговое занятие…………………………………..21
Урок математики…………………………………………………23
Поле чудес на тему «Экономика»………………………………25
Внеклассное занятие по природоведению……………………  28
Внеклассное занятие по истории……………………………… 31
Пословицы и поговорки…………………………………………33
Использованная литература……………………………………..34

ЗАНЯТИЕ 1
Цель: введение понятий «компьютер», «информатика», «информация»; познакомить с видами представления информации.

Ход занятия
Учитель: Сегодня, ребята, мы открываем экономический класс и узнаем о многих вещах, словах, о которых часто говорят взрослые, по радио, телевидению и которые так непонятны вам. Ребята, а кто знает, что такое ЭКОНОМИКА?
Учитель: Как вы считаете, где можно проверить правильность ваших ответов?  (словари, энциклопедии, компьютеры)
Учитель:  Вот сегодня на нашем 1 занятии мы и узнаем, что же такое КОМПЬЮТЕР и он нам даст расшифровку понятия ЭКОНОМИКА.
Учитель: (показывая на компьютер)
Это компьютер. Подобно тому, как человек состоит из головы, туловища, рук и ног, которые вместе составляют неделимое целое, так и компьютер состоит из нескольких жизненно важных частей. Разделите их – и машина мертва.
Давайте познакомимся с частями компьютера.
Системный блок – «мозг» компьютера. Здесь находятся центральный процессор и память машины.
Дисплей – экран, похожий на телевизионный. На дисплей компьютер выводит информацию.
Клавиатура – служит для ввода информации.
Дисковод – место для дискет и дисков.
Принтер – печатающее устройство.
Учитель:  Откройте свои бизнес -блокноты и запишите части компьютера.
Учитель: Ребята, нам встретились такие слова, как ИНФОРМАТИКА и ИНФОРМАЦИЯ. Кто сможет объяснить смысл этих слов?
Учитель: Проверим свои знания. Нажмите на галочку в нижней части дисплея и прочитайте информацию

Учитель: Запишите эти новые понятия в бизнес – блокнот.
Учитель: Какие новые понятия вы узнали на занятии?
Для чего они нужны?
Учитель: Домашнее задание: нарисовать рисунок «Мой компьютер».

ЗАНЯТИЕ 2
Цель: формировать представление о деньгах как средстве приобретения товаров и осуществления платежа; познакомить с понятием «экономика»; валютой разных стран.

Ход занятия

Учитель: здравствуйте, ребята! Мы начинаем второе занятие в экономическом классе. В наш класс пришёл Знайка. Он хочет сконструировать совершенный компьютер. И ваши домашние работы ему в этом помогут.

(дети сдают рисунки)
Знайка хочет проверить, как вы узнали компьютер. Я раздам вам листочки с составляющими частями компьютера, а вы должны правильно их подписать.
(самостоятельная работа)

Учитель: Пришло время включить компьютер и узнать точное значение слова ЭКОНОМИКА.


Учитель: Откройте бизнес- блокнот и запишите новое понятие.
В хозяйстве страны нужно приготовить еду, сделать одежду, игрушки, машины, построить дома для всех жителей.
(на руке у учителя появляется игрушка Крокодила Гены)
Учитель: Вот и Крокодил Гена решил построить дом для своих друзей. Но не знает с чего начать. Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы построить дом? (деньги, строительные материалы…)
- А что такое деньги?
Учитель: Проверим свои знания с помощью компьютера

            Откройте бизнес – блокнот и запишите понятие.
Учитель: В разных странах – разные деньги. Я познакомлю вас с некоторыми денежными единицами. Запишите их к себе в бизнес- блокнот.
Россия – рубли
Америка – доллары
Германия – марки
Болгария – кроны
Щвеция – кроны
Монголия – тугрики
Учитель: Какие новые понятия мы записали в бизнес – блокнот?
Домашнее задание – постарайтесь запомнить денежные единицы некоторых стран.

ЗАНЯТИЕ 3
Цель: введение понятия «банк», «ссуда».

Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас в экономическом классе. На прошлом занятии мы познакомились с денежными единицами некоторых стран. Давайте поиграем. У меня записаны на карточках названия стран. Вам нужно закрепить карточки с названиями валюты напротив названия страны, где та валюта в обороте.

Учитель: Молодцы! Вы наверное помните, ребята, что Крокодил Гена  решил построить дом для своих друзей. И вы сказали, что для этого потребуется много денег.
- Где взять большие деньги?    ( в банке)
- Понял, Крокодил Гена, что тебе ребята сказали?
Крокодил гена: Ага, всё понял! Надо взять трёхлитровую банку и в ней будут деньги.

Учитель: Нет, Гена, ты ничего не понял. Попросим компьютер дать нам объясне

- Откройте бизнес-блокнот и запишите это понятие.
Учитель: Служащие банка занимаются тем, что выгодно используют хранящиеся в банке деньги: дают их в долг. Полученные таким образом деньги, называется ссуда или кредит.  Запишите в бизнес – блокнот

Учитель: Все расчёты в банке осуществляет компьютер.
Крокодил Гена:  Спасибо, ребята! Я всё понял. Сегодня же пойду в банк и оформлю документы на получение кредита.

Итоги:  Какие новые слова вы сегодня узнали?


ЗАНЯТИЕ 4
Цель: познакомить учащихся с работой банка, с его служащими и их операциями.

Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы вместе с Крокодилом Геной идём в банк, чтобы получить ссуду для строительства дома.

Экскурсия в банк
Итоги: Где мы побывали и что интересного увидели, узнали?
Домашнее задание: Подумайте, кто такой банкир?



ЗАНЯТИЕ 5
Цель: введение понятий «процент», «инвестиция», «инфляция»; развитие внимания, логического мышления.

Ход занятия
Учитель: Я рада видеть вас в нашем экономическом классе. На прошлом занятии мы побывали в банке, и я вас просила подумать над вопросом, кто такой банкир?  (ответы детей)
Учитель: Гена, ты решил взять деньги на строительство дома?
Крокодил Гена: Решил – то я решил, да только ничего не понял, откуда берутся деньги, которые я должен вернуть.
Учитель: Это и есть проценты – плата за пользованием кредитом, то есть, представь себе такую ситуацию: Чебурашка забыл  дома деньги, а ему очень хотелось мороженого. Старуха Шапокляк одолжила ему 5 рублей, но сказала, что Чебурашка должен за это завтра вернуть не 5 рублей, а 7 рублей. Вот эти 2 рубля и есть проценты.
Включаем компьютер и запишем понятие в бизнес- блокнот

Крокодил Гена:  Да, я всё понял, пойду, оформлю ссуду, ведь нам так нужен дом для друзей.
Учитель: Ребята, нужно объяснить Гене, что, получив деньги, их нужно вложить в дело, то есть инвестировать или их съест инфляция.
- Кто понял, что такое инвестиция?  (ответы детей)
- Включаем компьютер и проверим ваши ответы. Не забывайте записывать новые понятия в бизнес-блокнот.


Учитель: Инфляция, ребята, это обесценивание денег. Люди получают всё больше денег, но становятся не богаче, а беднее, так как продукты, одежда, обувь сильно дорожают.
Итоги: Закончим наше занятие разгадыванием кроссворда.







1.П








 Р








 О








 Ц






2 И  

 Е




4. ф
И
 Н
А
Н
С
ы




 В

 Т






 Е








 С





5.Б


 Т




3.Б  
  А
Н
К
И
Р




  Н


 Ц





  К


 И








 Я






1.      Максим забыл деньги дома, а ему очень хотелось мороженого. Толя одолжил ему сорок рублей, но сказал , что Максим должен вернуть завтра 50 рублей. Как можно назвать эти 10 рублей? (процент)
2.      Кот Матроскин и Шарик истратили деньги на покупку коровы. Как можно назвать эту трату? (инвестиция)
3.      Как называют хозяина банка? (банкир)
4.      Как можно назвать по-другому деньги? (финансы)
5.      Помнишь, как Буратино на поле чудес в Стране Дураков ждал, когда у него вырастет из пяти монет дерево с целой кучей денег? А куда Буратино должен был положить свои деньги, чтобы они выросли?  (банк)


ЗАНЯТИЕ 6
Цель: введение понятий «брокеры», «биржа».

Ход занятия
Учитель: Добрый день, ребята! Начинаем новое занятие в экономическом классе.
(появляется Крокодил Гена)
Крокодил Гена:  Ура! Ура! Я построю дом для друзей!
Учитель: Построишь, построишь! А где ты возьмешь строительный материал?
Крокодил Гена: Не знаю! В магазине!
Учитель: Нет, милый Гена! В магазине столько строительного материала не купишь. Есть такие люди, которые знают, где всё можно купить. Это – брокеры.
Крокодил Гена: Рокеры!? А конечно, они везде гоняют, поэтому и знают где и что найти.
Учитель: пусть компьютер подскажет и тебе, Гена, и ребятам, кто такие брокеры. Запишите в бизнес-блокнот.


Крокодил Гена: А где найти этих брокеров?
Учитель: Этих людей можно найти на товарной бирже. Биржи бывают разные.
- валютная биржа – на которой продаётся валюта;
- фондовая биржа – где происходит купля – продажа ценных бумаг.
Учитель: Гена, вот тебе телефон товарной биржи. Звони!
Крокодил Гена: (звонит) Алло! Это товарная биржа? Говорит Крокодила Гена. Мне нужен строительный материал, где его можно купить? Пришлёте завтра? Адрес? Г. Камызяк, МОУ «КСОШ №4». Экономический класс.  Спасибо! До свидания!
Завтра мы узнаем, где я смогу купить строительный материал.
Итоги: какие слова вы записали в бизнес-блокнот?


ЗАНЯТИЕ 7
Цель: введение понятий «опт», «коммерсант», «менеджер», «бизнесмен».

Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень ждала новой встречи с вами! А вот наш Гена. Здравствуй, Гена!
Крокодил Гена: Здравствуйте, ребята!
Учитель: Гена, а тебе по факсу пришёл с торговой биржи список предприятий, которые выпускают строительные материалы. Но ты не собираешься все эти предприятия объехать?
Крокодил Гена: А как же быть?
Учитель: Тебе просто нужно попасть на оптовый рынок.
Крокодил Гена: Хорошо, пойду куплю штук 5 кирпичей на пробу.
Учитель: Нет, ты не можешь взять 5 кирпичей. На оптовом рынке всё берут оптом.
Крокодил Гена:  А это как?
Учитель: Ребята, может вы объясните, как это?  (ответы детей)
Учитель: Включаем компьютер. Запишите понятие.
Крокодил Гена: Ну ладно, пойду куплю строительный материал оптом и сегодня же начну строить дом.
Учитель: А ты умеешь правильно строить дом?
Крокодил Гена: Об этом я как-то и не подумал? Кто мог бы мне в этом помочь?
Учитель: Давайте спросим у компьютера


Учитель: Почему-то компьютер показал нам 3 термина. Он решил проверить, может вы сами сможете выбрать нужное слово.
- Давайте проверим, правы ли вы!


Крокодил Гена: Спасибо за подсказку. Обязательно найду себе менеджера.

Б


И





М

З

К
О
М
М
Е
Р
С
А
Н
Т 

П


 Н 


Е


Т

Е


С





 Д

М

 Ж

Е

 Е
Н

 Р
Итоги: Заканчиваем наше занятие. Перед вами кроссворд. Попробуйте сами сформулировать определение слов.
 ЗАНЯТИЕ 8
Цель: введение понятий «бартер», «спонсор».

Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, начинаем занятие в экономическом классе. Что- то Гены сегодня нет, наверное, дело у него продвигается и помощь ему наша не нужна.
(появляется задумчивый Гена)
Учитель: Что случилось гена?
Крокодил Гена: У меня много кирпича осталось, но не хватает шифера. Менеджер предлагает сделать какой-то бартер. А что это такое и с чем его едят, не знаю. Объясните мне,  пожалуйста, помогите.
Учитель: Ребята, давайте попытаемся ему помочь. Я прочитаю стихотворение Агнии Барто, а вы попробуйте объяснить, что такое бартер.
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять –
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выход,
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать! – меняю кошку.
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Опять потом на кошку,
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять-
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь,
На что-нибудь!
Так целый день менялись
И при своём остались.

Учитель: Что же такое бартер?
Учитель: Обращаемся к компьютер

Запишите в бизнес-блокнот.
Крокодил Гена:  Это хорошо! А то у меня и деньги кончились. Пойду, соглашусь на бартер.
Учитель: Ребята, как же быть!? Деньги у Гены кончились, а ему штукатурить стены надо, новые рамы, трубы надо. Нужно бы ему спонсоров найти. А кто из вас сможет ответить, кто такой спонсор?
Запишите в бизнес- блокнот.
Учитель: (набирает номер телефона) Алло! Гена! Мы с ребятами нашли тебе спонсора. Теперь ты сможешь достроить свой дом.
Учитель: Гена просил вам передать большое спасибо.
Итоги: А закончим наше занятие игрой «Собери пословицу». Разделитесь на две команды. Кто быстрее соберёт пословицу на экономическую тему.
Подпись: ЭКОНОМИКАПодпись: ГОЛОВА


(экономика хромает, если глупая голова управляет)

Учитель: Объясните смысл этой пословицы! Спасибо вам!


ЗАНЯТИЕ 9
Цель: ведение понятий «налог», «налоговый инспектор».

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем новое занятие. Посмотрите, какой замечательный дом построил Гена для своих друзей. Вам нравится?


Учитель: Давайте узнаем, кто там живёт. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте (по мере отгадывания загадок, открываются окошки, где изображены герои).
1.      Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовётся…. (ЧЕБУРАШКА)
2.      Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается!  (СОБАКА)


Учитель:  Вот мы и узнали,  кто поселился в домике друзей у Гены. Давайте вместе  с друзьями Гены споём  песню о дружбе.
(дети поют песню о дружбе)
(раздаётся стук в дверь, входит налоговый инспектор)
Налоговый инспектор: Это дом Крокодилы гены?
Учитель: Да! А что Вы хотите?
Налоговый инспектор: Я – работник налоговый инспекции. Пришёл объяснить вам, что раз вы являетесь хозяином этого строения, то вы обязаны платить поимущественный налог.
Крокодил Гена: Налог?!
Налоговый инспектор: Да, налог! Налог – это определённая сумма денег, которую  каждый владелец имущества должен уплатить государству.
Учитель: Давайте запишем в свой бизнес-блокнот это понятие.
Налоговый инспектор: А ещё вы должны знать, что налоги – это главный источник пополнения бюджета государства и местных органов управления. За счёт налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, используют часть денег на пенсии, образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.
Крокодил Гена: Ну, теперь, всё понятно. Обязательно приду завтра в налоговую инспекцию и всё оформлю.
(инспектор уходит)
Учитель: ребята, а мы продолжим знакомство с новыми экономическими понятиями в старших классах. Дома повторите все понятия из бизнес-блокнота, потому что на следующем занятии мы проведём игру «Хочу стать миллионером».  А ещё подумайте: что вы можете сделать сейчас, чтобы в будущем не стать безработным.

ЗАНЯТИЕ 10
Цель: закрепить все экономические понятия, полученные на занятиях.

Ход занятия
Учитель: Сегодня, ребята, у нас последнее занятие в экономическом классе. Мы повторяем и вспоминаем те понятия, которые мы узнали на предыдущих занятиях и проведём в виде игры «Хочу стать миллионером». Условия такие: каждый работает на своих местах. За каждый правильный ответ вы зарабатываете 5 долларов. В конце посмотрим, кто из вас заработает наибольший стартовый капитал на открытие своего дела.
Итак, начинаем!
1.      Что такое экономика?
- количество денег
- хозяйство страны
- особый товар
2. Деньги, которые отнимаются в пользу государства, называются:
- ссуда
- налоги
- прибыль
3. Человек, управляющий банком:
- банкир
- бизнесмен
- менеджер
4. Биржа – это:
- место, куда прибывают корабли
- место, где покупают и продают
- место, где обманывают и хитрят
5. Денег – куры не клюют,
    Да мало что за них дают.
    Потому что с каждым днём
    Цены бешено растут.
    Что за хищница такая
    Наши рублики съедает?
- налоговая инспекция
- инфляция
- инвестиция
6. Слово, которым можно назвать обмены из сказки о лисе, поменявшей скалочку на курочку, курочку на гусочку, гусочку на овечку и т.д.?
- бартер
- оптовые закупки
- приватизация
7. Особый товар, на который можно приобрести другой товар?
- мешок
- деньги
- бумаги
8. Посредник между продавцом и покупателем на бирже?
- рокер
- бухгалтер
 - брокер
9. Тугрики – это денежная единица
- Америки
- Болгарии
- Монголии
10. Пакетик заварки стоит 3 рубля. Муха ожидает в гости 3 букашки, 2 таракана, и 2 жука. Сколько денег ей нужно потратить на заварку, если каждый гость и сама муха выпьют по одной чашке чая?
- 15
- 8
- 24

Учитель: Подводим итоги. Посчитайте свой капитал.
(объявляются итоги и награждается победитель)
Учитель: Как вы думаете, что вы можете сделать уже сейчас, чтобы в будущем не стать безработным?
 (ответы детей)
Релаксация



Урок математики
(2 класс)
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (закрепление пройденного)

Цель: повторить состав числа до 10; закрепить знание состава чисел до 20, различные способы их получения; учить решать простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, находить сумму и остаток; познакомить уч-ся с экономическими понятиями, экономической терминологией через решение простых задач; способствовать развитию логического мышления, внимания, социальных компетентностей.
Оборудование: акции, карандаши, карточки, карточка с факсом.

Ход занятия
Учитель: Открываем заседание совета директоров акционерного предприятия «Лесное экономическое содружество». Прошу совет директоров заполнить в своих акциях пустые места числами по определённой закономерности и сдать их секретарю.
(индивидуальное задание)
(на доске акция для проверки)

1
5
35
53
33
55
1
6


11



24




Учитель:  Сегодня нам предстоит решить несколько экономических (хозяйственных) вопросов о подготовке к зиме «Лесного экономического содружества», разобрать телеграммы и сообщения, поступившие от наших акционеров. Кто за эту повестку дня, прошу голосовать.
(дети поднимают сигналы)
Учитель: Для работы нам необходим один предмет.
Не похож на человечка,
Но имеет он снердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Пишет он, когда диктует,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Чтобы отгадать, что это за предмет, нудно выполнить задание.
(учитель раздаёт карточки)

Учитель: Положите этот предмет справа от тетради, но слева от линейки. Секретаря, прошу проверить и собрать карточки.
- Как сказать по-другому, где лежит карандаш?
(между линейкой и тетрадью)
Физкультминутка
6
Е
13
Л
15
Н
16
О
20
Т
33
Я
Учитель: По радиотелефону только что получено срочное сообщение: наш акционер Зайчиков быстро бежит по тропинке. Он от кого-то убегает, но не знает, от кого. Просит помощи – быстро выполнить указанные действия. Результаты этих выражений – это номера букв в алфавите. Запишите рядом с ответами.
9
+
7
= 16
12
+
8
= 20
10
+
6
= 16
16
-
3
= 13
11
-
5
= 6
7
+
8
= 15
32
+
1
= 33

Учитель: Прошу секретаря передать Зайчикову на его пейджер, что ему некого бояться. Какая пословица здесь очень уместна?

(У страха глаза велики)
Учитель: а вот телеграмма от Зайчихиной: «Помогите разложить пяти зайчатам 15 морковок так, чтобы не было кучек с одинаковым числом морковок!».
- Какие есть предложения на этот счёт?
(Можно разложить по кучкам 1,2,3,4,5 морковок в каждой)
- Секретарь, дайте математическую информацию о числе 15 (это число нечётное)
- Что значит нечётное? (нельзя разложить на сумму двух одинаковых слагаемых)
Учитель: А теперь самостоятельная работа. Запишите примеры, в которых сумма равна 15, а рядом – примеры с уменьшаемым 15.
10+5 = 15           15-5=10                 15-10=5
9+6=15                15-6=9                  15-9=6
Учитель: Переходим к делам на товарной бирже. По установленному там правилу, разложив орехи кучками в определённой последовательности, наш брокер Белочкина две кучки прикрыла листьями. Сколько  орехов под листьями.
1  5  9 грецкие   17       лесные


(под 1 листом – 13 орехов; под вторым – 21 орех)

Учитель: Чтобы подписать выгодный для нашего сообщества контракт нам по этим данным необходимо ответить на два вопроса. У Белочкиной выставлено на продажу земляных орехов больше, чем грецких, но меньше, чем лесных. Сколько земляных орехов? Прошу доказать свою точку зрения и сделать запись математическими символами.
(земляных орехов может быть от 14 до 20)
13____21
Учитель: Брокер заключил контракт на продажу 10 лесных орехов. Сколько лесных орехов осталось непроданными?
21-10=11 (ор)
Учитель: Благодарю за плодотворную работу, а теперь прошу решить индивидуальные вопросы.
(учитель раздаёт детям карточки, на которых записаны простые задачи. Нужно записать только ответы)
Учитель: Переходим к самому приятному вопросу. Благодаря грамотной и слаженной работе нашего содружества, мы получили большую прибыль. Часть её пошло на строительство новых домов для наших акционеров. Прошу каждого высказать своё мнение по вопросу, кого в какой дом заселить.

(дети стрелочками соединяют числа с домиками)

Учитель: И последний спорный вопрос, переданный сегодня по факсу.
(учитель раздаёт каждому карточку с заданием)








Ежик, белочка и зайчик живут на одной улице, каждый в своём домике. Зайчик и белочка живут в домиках с большими окнами. Белочка и ёжик живут в высоких домах.  Напиши под ёжиком , белочкой и зайчиком номера их домиков. Потом раскрась рисунок.
Учитель: На проведённом заседании вы все хорошо показали свои знания в вопросах экономики. В любой сфере деятельности человек не может быть грамотным специалистом без экономических знаний. До свидания, до следующего заседания.
Поле чудес на тему «Экономика»
1 отборочный тур
Слово понимается, как управление хозяйством, то есть закон расчётливого, бережного ведения хозяйства.

э
к
о
н
о
м
и
к
а

2 отборочный тур
Слово, обозначающее обмен одной вещи на другую.

б
а
р
т
е
р

3 отборочный тур
Слово, изначально смысл этого слова «доверие», то есть доверие сумм частному лицу или предприятию.

к
р
е
д
и
т

Заключительный отборочный тур
Это слово – своего рода профессия. Слово английского происхождения, означает «управляющий производством». Сегодня ясно, что управлять трудовым процессом следует экономически грамотно. Без него не обойтись на заводе, на фабрике, на любом предприятии.

м
е
н
е
д
ж
е
р

Суперигра
Сифон заправила водой
Довольная пошла домой.
С сифона буква потерялась
Но я совсем не растерялась.
Обратно слово прочитала
И к папе в _______ вдруг попала.

о
ф
и
с
Внеклассное занятие по природоведению
Защищай!
Береги!
Умножай!
Цель:
формировать у детей ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды.

Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я нашей встречи очень рада. Сегодня мы поговорим с вами о… А вот о чём, вы узнаете после того, как я прочитаю стихотворение.
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Мы любим природу,
Давайте же с природой жить!
Итак, о чём же пойдёт речь сегодня на занятии (ответы детей)
-Правильно, о природе, а вернее о её охране.  И называется наше занятие
Защищай! Береги! Умножай!
Учитель: К несчастью, до сих пор живёт в людях понятие, что человек – царь природы! Человек завоеватель, покровитель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой? Ведь она разуверилась в «человеке разумном», который до сих пор считался царём природы и довёл её до экологического кризиса, до последней черты, за которой… гибель всего живого на земле. Давайте начнём издалека.

1 ребёнок Много- много лет назад
                 Был у нас и рай, и сад
                 Были птички и слоны,
                 Были бабочки, цветы.
(поднимают макеты  цветов, бабочек)
2 ребёнок  Были реки и моря-
                         Так цвела у нас земля…
                         Но однажды в древний век
                         Появился…
(появляется древний человек)
Древний человек:  Человек!
3 ребёнок: Вырос он из обезьяны
                   Ел кокосы, ел бананы
                   На работу он ходил
                    И детей своих учил:
Древний человек: Чтоб не быть всегда голодным,
                               Не сидеть во тьме холодной,
                               Надо мамонта убить,
                               И огонь себе добыть!
4 ребёнок: Дети мамонта убили
                   И огонь себе добыли.
                   Стали землю покорять,
                   Потихоньку заселять.
                   Год от года засоряли,
                   Понастроили заводов,
                   Стали реки покорять,
                   Стали люди на ракетах
                   В небо синее летать.
                   Всё летали и летали,
                   Атмосферу загрязняли.
1 ребёнок: Подошёл к концу наш век.
Все: Как живёшь ты, человек?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос – заглянем в лес.
Лес когда-то занимал огромные массивы, давал маленькому и слабому человеку всё: дрова, еду, шкуры животных для одежды. Лес казался вечным, неистребимым. Человеку и в голову не приходило задумываться о том, какой лес в сущности беззащитный, ранимый. Лес давал человеку всё, а человек, надо прямо сказать…
(дети встают в хоровод и поют)


В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом чёрная
От копоти была.
Дыма кожух чёрненький
Ту ёлку покрывал,
А рядом зайка серенький
От дыма погибал.
А дым под видом воздуха
Вокруг всё покрывал
И пел он зайке песенку:
Спи, зайка, погибай.
Трусишка, дятел пёстренький
От ёлки улетал,
И лишь порою человек
 С пилою пробегал.
Вот тучка мохноногая
И ливень принесла
И чёрненьким растворчиком
Ту ёлку обдала.
(ёлка поворачивается спиной)
Теперь она облезлая
От копоти стоит,
Зато вокруг заводиков
Премножество дымит!

Друзья, о нашей ёлочке
Мы спели, как могли.
Но только не о ней одной
Мы разговор вели.

Посадим много елочек,
Зверюшек разведём,
И с чистотою воздуха
Порядок наведём.
Тогда на самом деле мы
Природу сбережём.

(врываются дети в образе «охотников», поют на мотив «Говорят, мы бяки-буки»)
А как известно, мы народ бродячий.
А мы не можем жить иначе,
А  то, что мы природу губим,
Нам то наплевать.
Ха-ха! Ведь мы разбойники, разбойники, разбько, спокойненько!
Не желаем жить, эк, по-другому!
Не желаем жить, эх, по-другому!
Ходим мы по краю, ходим мы по краю,
Ходим мы по краю родному.


4 ребёнок: Подошёл к концу наш век
Все: как живёшь ты, человек?
(участники катят бутафорскую бочку с водой, поют)
Удивительный вопрос!
Почему на воду спрос?
Потому что без воды,
И ни туды, и ни сюды!

Отдыхая, воду пьём!
Заседая, воду льём!
Потому что без воды,
Потому что без воды,
И ни туды, и ни сюды!

Планы вовремя даём!
А отходы в воду льём,
Потому что без воды,
И ни туды, и ни сюды!

1 ребёнок: её, казалось бы столько, что запасы её не могут кончиться.
2 ребёнок: Но, увы! Человек может загубить всё… Поэтому в наши дни водные ресурсы планеты требуют охраны!
3 ребёнок: Нет сейчас на земле такого источника, который не нуждался бы в защите.
4 ребёнок: Коснулась эта проблема и нашего района. Охрана природы в нашей стране – дело всенародное!
1 ребёнок: Моё!
2 ребёнок: Моё!
3 ребёнок: моё!
4  ребёнок: И наше!
1 ребёнок: И ваше!  (показывает на зрителей)
(звучит мелодия. Выходит девочка, одетая в костюм Природы-матери)
Природа: Люди, оглянитесь вокруг!
                 Как природа истинна, прекрасна.
                 Ей нужна забота ваших рук,
                  Чтобы красота её не гасла!


Внеклассное занятие по истории
Тема: Путешествие в страну денег

Цели:
-формировать представление о деньгах, как средстве приобретения товара и осуществления платежа;
- познакомить с историей денег.
Оборудование:
Ø    Карта путешествия.
Ø    Набор старинных и современных монет и бумажных денег.
Ø    Бумага для рисования, фломастеры.

Ход занятия
(дети рассматривают стенд «Деньги и монеты»)
Учитель: Что вы видите на стенде? Зачем нужны деньги? А знаете ли вы, как произошли деньги?
Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по стране Денег. И совершим мы путешествие по карте. Итак, отправляемся на первую станцию.
ИСТОРИЧЕСКАЯ
Учитель: Посмотрите на эту иллюстрацию. Какие из изображённых ниже предметов могут или могли бы использоваться как деньги?
(на рисунках изображены Бык, медь, чай, соль, железо, золото, олово)
Учитель: как ни трудно в это поверить, но всё, что изображено на этой иллюстрации, было когда-то деньгами.
Скот – деньги у древних греков. За меха, шкуры можно было выменять любой товар у индейцев в Северной Америке. Чай был универсальным средством обмена в Монголии. Соль – в Китае. В древности деньгами становилась любая вещь, которая для этого годилась.
Учитель: А теперь поиграем. Игра называется «Сделай выбор». Мне нужны 3 человека (учитель раздаёт картинки с изображением хлеба, моркови, гриба, шишки, ягоды, сапога…)
Вы должны выбрать предмет, который мог бы заменить деньги, и обосновать свой выбор: «За хлеб я отдал бы…».
Учитель: делаем вывод: денежный товар должен быть редким, он должен быть ценным для всех или большинство населения платёжеспособным, например, чай почти не растёт в России, поэтому страны, в которых он растёт, могут обменивать чай на всё, что им нужно. То есть чаем можно за всё заплатить. Это и есть главное свойство денег.
Учитель: Отправляемся дальше. И прибываем на станцию
ДРАГОЦЕННАЯ
(выходит девушка Злата и задаёт вопросы)
Злата: добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Ответьте на мои вопросы.
- Как вы думаете, удобно ли было пользоваться такими деньгами, как быки, шкуры, железо, чай? Представьте себе, что вы живёте в стране, где деньгами является скот. Значит, если ты что-то хочешь купить в соседнем городе, надо гнать туда стадо коров или быков.  (ответы детей)
- Вот люди и решили выбрать самый удобный денежный товар (деньги). Отгадайте загадки и вы узнаете, что же они выбрали!
Оно не ржавеет, имеет большую ценность.
На него можно купить всё, что угодно.
                   (золото)
- Золото стало одним из главных сил в стране Денег. Из – за него совершали войны, с его количеством сравнивалось богатства отдельных людей и стран. И сегодня ценятся ювелирные изделия из золота и серебра.  Спасибо, ребята, за внимание! До свидания, счастливого пути!
Учитель: отправляемся дальше. Мы подъезжаем к станции:
ВАЛЮТНАЯ
Учитель: а какими деньгами пользуемся мы сегодня. Впервые бумажные деньги были изобретены в Китае. А чем удобнее пользоваться – золотом или бумажными деньгами? Докажите свои ответы.
- у каждой страны свои деньги, или, как говорят экономисты, своя национальная валюта.
(дети рассматривают деньги и выделяют отличительные знаки – герб, рисунки, портреты)
Учитель: валюта каждой страны имеет свои отличительные знаки. В любой стране экономисты строго следят за количеством денег. Если денег мало, снизится покупательная способность, люди будут мало покупать, а если денег много, они потеряют цену.
Учитель: ну вот и подошло к концу наше путешествие по стране Денег.
- На каких же станциях мы побывали?
- О чём узнали на каждой станции?
- а теперь возьмите бумагу и фломастеры. Разделитесь по 3 человека. Нарисуйте валюту своей выдуманной страны и представьте её всему классу.

Пословицы, поговорки.
·                    Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
·                    Без ума торговать – только деньги терять.
·                    Больше денег – больше и хлопот.
·                    В долг брать легко, отдавать тяжело.
·                    Время дороже золота.
·                    Всякое решение любит рассуждения.
·                    Где говорят деньги, там совесть молчит.
·                    Денежка и в камне дыру вертит.
·                    Денежка рубль бережёт - рубль голову стережёт.
·                    Деньги выгодно вложил – дивиденды получил.
·                    Деньги промотал – банкротом стал.
·                    Копейку сберёг – рубль получил, рубль сберёг капитал  нажил.
·                    Взаймы дал – кредитором стал, деньги не отдал – дебитором стал.
·                    Что продаётся и покупается, товаром называется.
·                    Имеешь товар – будут и деньги.
·                    Акции купил – прибыль получил.
·                    Инфляция пришла – цены подняла.
·                    Экономика хромает, если глупая голова управляет.
·                    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
·                    Одна голова хорошо – две лучше.
·                    Языком не спеши – делом не ленись.
·                    Доброе братство – милее богатства.
·                    За всякое дело берись умело.
·                    Хорошо то т воспитан, кто трудом испытан.
·                    Доход не бывает без хлопот.
·                    Глаза смотрят- руки делают.
·                    Нет плохой земли – есть плохие пахари. 
·                    Под лежачий камень вода не течёт.



Список литературы
1.            « В стране экономика» - серия «праздник в школе»/ Минск ИООО «Красико-Принт», 2001.
2.            Детский экономический словарь. / составители Г.М. Евлинова, О.И. Меньшикова, 1993.
3.            Т.А.Попова, О.И. Меньшикова «Сказка о царице экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» - 1993.
4.            В.А. Рубе, Е.С.Шабельник «Зачем нужны налоги» - 1999.
5.            О.И. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова «Экономика детям, большим и маленьким» / выпуски 1,2,3,4; - 1994.
6.            Журнал «Начальная школа» № 2 2001.
 Авторы:
Аднаева Елена Викторовна, учитель начальных классов
Серёжникова Ирина Витальевна, заместитель директора по ВР, учитель начальных классов.



Немає коментарів:

Дописати коментар