Экономические игры для усвоения детьми элементарных экономических знаний
Усвоения сути понятия «деньги»
Игра «Сигнальщик» с использованием красных и зеленых
сигнальных карточек.Учитель произносил, слова: продукты питания,
одежда, воздух, небо, уважение людей, ветер, торт, фрукты, солнце,
игрушки, дружба, удача и т.п. Дети «сигналили» красной карточкой, если
это нельзя купить за деньги, а зеленой карточкой, если купить можно.
Учитель следил за правильностью «сигналов» и своевременно
комментировал ошибки.
В игре «Цепочка» (аналог известной игры в города,
когда название следующего города начинается с последней буквы
предшествующего), учитель называл, например, термин «доход», дети
придумывали экономический термин или понятие на букву «Д», например,
«деньги» и т.д. Учитель комментирует правильность или неверность
слов в цепочке.
В игре «Покупатель-продавец» 4 ребенка получают карточки
с изображениями: человека в книжном магазине; человека в продуктовом
магазине самообслуживания; человека, выбирающего товар на выставке-
продаже цветов; человека, торгующего на рынке; продавца в магазине, и
т.п. Детям предлагается поочередно поднять карточки, на которык
изображен покупатель, затем карточки с изображением продавца.
Учитель предлагает другим детям группы прокомментировать правильность действий товарищей, поощряет положительные ответы и
комментирует результаты.
Игра «Сделай выбор» была использована для
оценки усвоения понятия «деньги». Группе детей (2-3 человека)
предлагалось несколько рисунков (с изображением: компьютера,
велосипеда, продуктов питания, одежды, машины, книг и др.). Дети
должны были расположить картинки с учетом первостепенной
191 необходимости траты денег на их приобретение и с учетом предполагаемой
их стоимости.
Усвоение или закрепление экономических терминов и понятий.
Детям, например, предлагалась игра в слова. Из букв, входящих в конкретное понятие или термин, необходимо было составить новые слова.
Побеждала та команда, которая за 2 минуты составляла наибольшее число
слов.
Для оценки умения делать выбор, оценивать результаты освоения
экономических терминов и понятий игра Специалист». Детей
объединяли в три команды. Каждая команда выделяла «специалиста»,
который будет оценивать успехи другой команды. Первая команда
объясняет, например, суть термина «деньги», вторая - термина «доход»,
третья — термина «расход». «Специалисты» оценивали результаты работы
команд, воспитатель констатировал, что все в группе стали «специалистами»
по экономическим терминам и понятиям.
Игра «Магазин» знакомит детей с денежными знаками Украины. Дети узнают, что деньги бумажные называются купюрами, а металлические - монетами, что деньги
имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две
или три. Дети «покупали» в магазине товары в соответствии с имеющимися
у них игровыми деньгами и ценой на товар.
В игре «Экономия в школе» дети узнают, что за воду,
отопление и электроосвещение школа платит деньги. Чем больше
школе придется заплатить денег за свет, отопление и воду, тем
меньше их останется на покупку школьного инвентаря.
Дети учаться определять различия между потребностями и желаниями, выявлять потребности и выбирать возможности их реализации. Особое внимание уделяэтся пониманию роли труда как способа участия в экономике и реализации потребностей людей. Ученики определяют зависимость удовлетворения потребностей от знаний и умений, которые можно получить в образовательных учреждениях; от качественного труда людей разных профессий. Путешествуя по улицам Денежная и Финансовая, дети узнают историю появления денег, установливают зависимость в цепочке труд - зарплата - деньги-доходы - расходы. Знакомились с назначением банков, пластиковых карт, банкоматов и др. Путешествуя по ул. Торговая, ученики вовлекаются в ситуации выбора; усваивали особенности товаров и услуг; знакомились с денежными и безденежными (бартер) способами удовлетворения потребностей; познавали различия в торговле товарами в магазинах и на рынках; анализируются права и обязанности продавцов и покупателей и др.
О роли рекламы дети узнают во время путешествия по улице Мастеров.
Умения быть экономным, расчётливым и бережливым формируется на протяжении всего путешествия по городу Экономика. Дети выяснят что такое сходства и различия этих понятий, необходимость умений в экономической деятельности.
Перечень включает следующие термины и понятия, суть которых адаптирована к возрастным особенностям младших школьников.
Бизнесмен - человек, работающий для получения прибыли.
Бартер - обмен товара на товар.
Банк - учреждение для накопления денег, получения кредитов,
осуществления расчетов за услуги.
Выбор — определение для себя особенно нужного товара, услуги,
продукта.
Деньги — средство купли-продажи.
Доход — деньги или другие ценности, полученные от кого-либо
Кредит - деньги, выдаваемые банками на условиях возвратности,
чаще всего с выплатой заёмщиком процента за
пользование ссудой.
Магазин - любое предприятие розничной торговли,
находящееся в отдельном здании, торговом помещении.
193 Обмен - экономическая операция, состоящая в том, что одно
лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги
либо другую вещь.
Покупатель - тот, кто приобретает (покупает) что-нибудь.
Потребности — все то, что человек хочет иметь в жизни.
Предприниматель - человек, выдвигающий новые идеи и
организующий деятельность по производству товаров и
предоставлению услуг с целью получения прибыли.
Продавец — тот, кто продает что-либо.
Профессия - вид трудовой деятельности человека, предмет
его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и
умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид
работ.
Собственность - имущество, принадлежащее человеку.
Труд - деятельность человека, направленная на создание ценностей.
Товар — то, что изготовлено для продажи.
Расход — затраты чего-либо для определенной цели.
Реклама — информация о свойствах товаров и услуг с целью
увеличения спроса на них.
Рынок - купля-продажа товаров и услуг, заключения торговых
сделок, связанных с обменом товаров и услуг.
Услуга - непроизводственная деятельность, направленная на
удовлетворение потребностей.
Хозяйство - совокупность природных и сделанных руками
человека средств, используемых людьми для создания,
поддержания, улучшения условий и средств
существования, жизнеобеспечения.
Цена — денежная плата за товар.
Экономика - правильное (рациональное) ведение хозяйства.
Игра «Бизнес и благотворительность фирмы « Мебельный заказ».
Цель: формирование партнёрских отношений. Вовлечены в игру —
«работники», «потребители», «поставщики», «местные власти». В ходе игры
дети принимают решение о том, что производить, как производить, для кого
производить. Самую главную роль играет социально ответственный
предприниматель (гражданин). И он должен руководствоваться не только
критерием рыночной целесообразности, прибыльности, но и другими
критериями, учитывающими интересы различных заинтересованных сторон,
а также соблюдать законы и сложившиеся в обществе нормы. Таким
образом, можно подвести школьников к тому пониманию, что
корпорация, компания, фирма имеют большую прибыль, лучшие
экономические показатели, если в своей деятельности были ориентированы
на социальные, экологические, этические приоритеты. Более того, следует
обратить внимание школьников, что у фирм повышается
конкурентоспособность товарного знака, снижаются риски потери
репутации, а компании, отступающие от декларируемых этических норм,
сталкиваются с серьёзными проблемами.
Нравственными качествами дети овладевают, когда берут интервью и
делают радио- и телепрограммы, во время работы в кафе и в магазине, где
дети помимо этого овладевают еще и основами ведения бизнеса. В магазине
они исследуют ассортимент, отслеживают изменения спроса и следят за
складскими остатками.
Немає коментарів:
Дописати коментар